Иаков израиль краткая характеристика. Значение иаков, ветхозаветный патриарх в православной энциклопедии древо. Библейское повествование об И

Иаков израиль краткая характеристика. Значение иаков, ветхозаветный патриарх в православной энциклопедии древо. Библейское повествование об И

- (евр. jaãkob), Израиль, в ветхозаветном предании патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля» (см. Двенадцать сыновей Иакова). Имя И. возможно, сокращённая форма более древнего теофорного… … Энциклопедия мифологии

Иаков - зарывает идолов в землю под сихемским дубом. Картина С. Бурдона. 1650 е гг. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иаков зарывает идолов в землю под сихемским дубом. Картина С. Бурдона. 1650 е гг. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иаков () в Ветхом Завете патриарх,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (Израиль) в Ветхом Завете патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, родоначальник двенадцати колен Израиля. Ещё в утробе Ревекки Иаков и его брат близнец Исав стали биться. Вопросив об этом Бога, она получила в ответ, что из её утробы… … Исторический словарь

Иаков - Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. ИАКОВ (Израиль), в Библии младший из двух сыновей близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (евр. Яаков). В основе имени Иаков лежит корень акав, от к рого образованы сущ. акев = пятка и глагол акав = оставлять след, а также побеждать (запинать) и обманывать, вводить в заблуждение. Т.о., слово И. может обозначать он держится за… … Библейская энциклопедия Брокгауза

А, муж. Стар. форма имени (см. Яков).Отч.: Иакович, Иаковна и Иаковлевич, Иаковлевна. Словарь личных имён. Иаков См. Яков. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

Яков, Израиль Словарь русских синонимов. иаков сущ., кол во синонимов: 4 борец господа (2) … Словарь синонимов

- (Израиль) в Библии младший из двух сыновей близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью получил благословение Исаака как первородный сын. 12 сыновей Иакова считались родоначальниками 12… …

- (ум. ок. 63) брат Господень по плоти, апостол от 70 ти, (Послание к Галатам 1:19), первый епископ Иерусалимский, священномученик. Автор Послания, вошедшего в новозаветный канон. Память в Православной церкви 4 (17) января и 23 октября (5 ноября) … Большой Энциклопедический словарь

- (ум. 1292) архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей) … Большой Энциклопедический словарь

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • , Иаков. Слова и речи преосвященного Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского P 109/70:Санкт-Петербург: тип. Глазунова и К, 1847: Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1847…
  • Слова и речи преосвященного Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского , Иаков. Слова и речи преосвященного Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского P 109/70:Санкт-Петербург: тип. Глазунова и К°, 1847: Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1847…

(Быт. 25:26); однако с этимологической точки зрения это имя представляет собой усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока имени yahqub-el, или ya‘akub-el, исконное значение которого `защитил [меня] Господь` (ср. еврейское имя Акива - עֲקִיבָא ).

История Иакова, изложенная в основном в книге Бытие , начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что она родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев (см. Эдом), будет подвластен потомкам младшего.

Когда близнецы подросли, проявились их характеры: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав - «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Отец был больше расположен к Исаву, в то время как мать отдавала предпочтение Иакову (Быт. 25:28). Воспользовавшись усталостью и голодом вернувшегося с охоты Исава, Иаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлебку право первородства (Быт. 25:29–34). С помощью Ревекки Иаков обманным путем получил у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт. 27:1–29). Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман, благодаря которому он получил первородство и благословение отца (вынужденное бегство из дома, тяжелая многолетняя служба на чужбине, подмена невесты, сопряженное с опасностями возвращение домой, ночная борьба у Пнуэля, изнасилование дочери, смерть любимой жены, исчезновение любимого сына); лишь постепенно очистившись в этих испытаниях, Иаков смог провести последние годы жизни в покое и довольстве.

Для спасения Иакова от мести Исава, вознамерившегося убить брата, Ревекка уговорила Исаака отправить Иакова в город Харан (Северная Месопотамия - Арам-Нах араим), чтобы он женился там на дочери ее брата Лавана , своей двоюродной сестре (Быт. 27:42–46; 28:1–2).

Во время ночлега на пути в Харан спящему Иакову явился Бог и повторил данное ранее Аврааму и Исааку обещание дать им во владение Землю обетованную и даровать многочисленное потомство, которое станет благословением для всего мира (Быт. 28:11–15). Наутро Иаков посвятил это место Богу, дав ему новое название Бет-Эль (`дом Бога`), и принес обет в случае благополучного возвращения домой посвятить десятую часть своего имущества (см. Десятина) Богу (Быт. 28:18–22).

Иаков был радушно встречен Лаваном (Быт. 29:13–14). Он полюбил младшую дочь Лавана Рахиль и подрядился служить за нее Лавану семь лет (Быт. 29:18). Когда после установленного срока настало время бракосочетания, Лаван в темноте подменил Рахиль ее старшей, менее привлекательной сестрой Лией . Обнаружившему наутро подмену Иакову Лаван объяснил, что по местному обычаю нельзя выдавать замуж младшую дочь прежде старшей; он отдал Иакову также и Рахиль, обязав его отработать за нее еще семь лет (Быт. 29:25–28). В приданое за дочерьми Лаван дал двух служанок - Зилпу (в русской традиции Зелфа) для Лии и Билх у (в русской традиции Валла) для Рахили.

В течение двадцатилетнего пребывания Иакова в доме Лавана (Быт. 31:38, 41) родились десять из одиннадцати его сыновей, ставших впоследствии родоначальниками колен Израилевых . Нелюбимая Лия родила Реувена , Шим‘она , Леви и Иех уду . Рахиль, остававшаяся бесплодной, дала Иакову свою служанку Билх у, чтобы та «родила на колени» Рахили; от Билх и родились Дан и Нафтали . Последовав примеру Рахили, Лия дала Иакову свою служанку Зилпу, и та родила Гада и Ашера . Вслед за этим Лия родила Иссахара и Звулуна , а также дочь Дину. Наконец Рахиль родила Иосифа (Быт. 29:32–35; 30:1–13, 18–24).

После рождения Иосифа Иаков решил, что пришло время возвращаться в Ханаан . На предложение Лавана вознаградить его за многолетнюю службу Иаков ответил просьбой отделять для него весь пестрый скот Лаванова стада, а затем, прибегнув к хитрости, добился значительного увеличения количества пестрого скота в стаде (Быт. 30:32–42). Став владельцем большого стада и других богатств (Быт. 30:43), Иаков вызвал зависть сыновей Лавана. Заметив, что отношение Лавана к нему изменилось, Иаков тайно покинул Харан и направился в Ханаан. Отправившемуся в погоню Лавану во сне явился Бог и предостерег не причинять Иакову зла, и, нагнав Иакова в Гил‘аде , Лаван примирился с зятем и заключил с ним союз (Быт. 31).

Опасаясь мести Исава, Иаков выслал ему в дар часть своего скота. Когда Иаков ночевал близ Пнуэля (в Заиорданье), «боролся Некто с ним до появления зари», не смог одолеть Иакова, но повредил ему бедро. На рассвете Неизвестный благословил его и нарек Исраэлем (Израилем) - буквально `борющимся с Богом` (Быт. 32:25–33). Вопреки опасениям Иакова, Исав дружелюбно встретил брата.

Перейдя Иордан , Иаков пришел в Ханаан, купил участок земли возле Шхема и разбил там становище. Здесь дочь Иакова Дина была обесчещена царским сыном, который затем возжелал жениться на ней и вступил в переговоры с Иаковом. Сыновья Иакова, возмущенные поруганием чести сестры, замыслили хитрость и поставили условием согласия на брак совершение всеми жителями Шхема обрезания . Когда те исполнили требование, Шим‘он и Леви напали на утративших боеспособность горожан, истребили их и разграбили город. Иаков, все это время остававшийся в стороне от событий, укорял сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» (Быт. 34:30).

Повинуясь Божественному повелению, Иаков отправился в Бет-Эль, где воздвиг жертвенник; там Бог благословил Иакова, подтвердив наречение его именем Исраэль и обещав многочисленное потомство и обетованную Аврааму и Исааку землю (Быт. 35:7, 10–12). Из Бет-Эля Иаков направился к Бет-Лехему , где по пути во время родов Биньямина умерла Рахиль. Иаков похоронил любимую жену и поставил над могилой памятник (Быт. 35:16–20). Прибыв в Хеврон , Иаков застал там Исаака в последние дни его жизни, а затем участвовал в похоронах отца (Быт. 35:27–29), сам будучи в возрасте 120 лет (ср. Быт. 25:26; 35:28).

Дальнейшая судьба Иакова неотделима от истории его любимого сына Иосифа, исчезновение которого причинило ему глубокое горе (Быт. 37:33–35). Наступивший через несколько лет в Ханаане голод побудил Иакова послать сыновей - за исключением Биньямина - в Египет, чтобы купить там хлеб (Быт. 42:1–4). Иосиф, ставший к этому времени египетским сановником, открылся братьям во время их повторного приезда в Египет вместе с Биньямином и послал за отцом. Иаков направился в Египет, и возле Беер-Шевы ему «в ночных видениях» явился Бог, обещавший сопровождать Иакова в Египет, произвести там от него великий народ и впоследствии вывести этот народ из Египта (Быт. 46:1–4).

Иаков прибыл в Египет со всей семьей, домочадцами и имуществом. Здесь произошла встреча Иакова с Иосифом, который затем представил отца фараону. С позволения фараона Иосиф поселил Иакова и братьев в «лучшей части земли Египетской», в земле Гошен (Быт. 47:6,11), где Иаков провел последние 17 лет жизни. Незадолго до кончины Иаков взял с Иосифа клятву похоронить его рядом с предками в Ханаане (Быт. 47:29–31). Иаков перед смертью благословил сыновей (Быт. 49) и умер в возрасте 147 лет. По египетскому обычаю его тело забальзамировали, перевезли в Ханаан, и сыновья торжественно похоронили его в Махпела пещере (Быт. 50:1–13).

По мнению некоторых современных ученых, повествование книги Бытие представляет собой результат отбора, произведенного в обширном корпусе легенд, в основе которых лежит идея избранности Иакова как наследника праотцев еврейского народа Авраама и Исаака, которым обетована земля Израиля. Однако для осуществления своего призвания Иаков был вынужден зачастую прибегать к аморальным поступкам, навлекавшим на него Божественное наказание. Этот экзистенциальный конфликт пронизывает всю жизнь Иакова, придавая ей трагическую окраску: ему суждено пройти через многие испытания, провести большую часть жизни вне Земли обетованной и умереть за ее пределами. Несмотря на это, Иаков не теряет веру в конечное исполнение предначертания, что находит выражение в благословении, которое он дает сыновьям перед смертью: Иаков благословляет в своих сыновьях родоначальников 12 колен Израилевых и возвещает им будущее их потомков в Земле обетованной.

Исследователи полагают, что в библейских книгах сохранились отголоски других версий предания об Иакове (особенно в пророка Х ошеа книге 12:4–5, 13). Не исключена, однако, возможность, что эти расхождения являются результатом позднейшей интерпретации версии, содержащейся в книге Бытие.

Повествование об Иакове составляет большую часть библейского эпоса о патриархах. Подобно деду Аврааму и отцу Исааку, Иаков кочует из одного ханаанского царства в другое со стадами скота, и хотя страна обещана Богом его потомкам, Иаков, как и его предки, не имеет собственной земли и ведет себя как чужеземец. Он не признает местных религиозных культов и поддерживает тесную духовную связь с «Богом отцов», заключившим с ними Завет . Иаков видит свою жизнь и жизнь своих потомков сквозь призму исторической миссии.

Различные элементы эпоса о патриархах, и, в частности, рассказа об Иакове указывают на глубокую древность предания, которое возникло за много столетий до фиксации в письменной форме в эпоху Царей (10–8 вв. до н. э.). Так, например, формы брачных и семейных отношений в повествовании об Иакове параллельны существовавшим в Северной Месопотамии во 2 тыс. до н. э. и известным из документов 15 в. до н. э., найденных в Нузи. Эти же документы показывают, что выкуп первородства широко практиковался среди народов Ближнего Востока. Библейские эпитеты «Бог Авраама», «Бог Исаака», «Бог Иакова» или «Бог моего отца» находят полную аналогию в эпитетах «Бог моего отца», «Бог твоего отца» древнесирийских документов 19 в. до н. э., обнаруженных в Каппадокии. О глубокой древности повествования свидетельствуют также другие эпитеты Бога, особенно Шаддай (см. Бог. Имена Бога ; Бог. В Библии. Имена). История нападения на Шхем, по мнению некоторых исследователей, отражает очень раннюю (еще до Исхода) попытку некоторых израильских племен обосноваться в Ханаане.

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2). После смерти Иаков - в отличие от других патриархов - продолжает оставаться связанным с судьбой Израиля, страдая, когда на Израиль обрушиваются невзгоды, и радуясь, когда для Израиля наступает час избавления (Мид. Пс. 14:7; Пси. Р. 41:5). Противоположность характеров Иакова и Исава толкуется в раввинистической литературе как субстанциальный антагонизм духовной красоты Израиля и безобразия языческого мира, неизбежный конфликт между которыми символизирует борьба Иакова и Исава, начатая ими еще во чреве матери (Быт. Р. 63:6, 8).

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Т. Манна «Иосиф и его братья».

Яаков бен Ицхак (יעקב אבינו) - величайший праведник и пророк. Третий из праотцев народа Израиля - сын Ицхака (см.) и внук Авраама (см.).

Годы жизни: (2108-2255 гг. /1652-1505 гг. до н.э./)

Главными качествами Яакова были правдолюбие и стремление к истине (эмет ), как сказано: «Ты дашь правду Яакову» (Миха 7:20 ). И поэтому вся его жизнь была посвящена постижению высшей мудрости и выполнению законов Б-га (Берешит раба 95:3; Ялкут Шимони, Толдот 110 ).

В шатрах мудрецов - с детства

В Торе рассказывается, что его мать, Ривка, во время беременности почувствовала, что вынашивает близнецов, которые будто «толкаются в ее чреве» и странно себя ведут: возле шатров, где праотцы Авраам и Ицхак , ее муж, изучали Б-жественную мудрость, один из сыновей замирал, а другой как бы старался выбраться на свободу, а возле капищ - на волю рвался другой.

В 2108 г. /1652 г. до н.э./ у Ицхака и Ривки родились два близнеца: первого назвали Эсавом , а второго - при появлении на свет он держался за пятку старшего брата - Яаковом (от слова экев - пята) (Берешит 25:24-26; Седер адорот ).

С детства Яаков проявлял особую тягу к Б-жественной мудрости: до 13 он изучал пути служения Творцу под руководством своего деда Авраама (Берешит 25:27; Седер олам раба 1; Сефер аяшар ). Занимался также с отцом Ицхаком, который проявлял к нему особую строгость и требовательность, предпочитая ему старшего сына Эсава (Берешит 25:27-28; Шмот раба 1:1 ).

В 2121 году /1639 г. до н.э./ в возрасте тринадцати лет Яаков отправился в ешиву Шема и Эвера (Берешит раба 63:10 ).

Право первородства

В день, когда в 2123 году /1637 г. до н.э./ праотец Авраам завершил свой земной путь, Яаков выкупил право первородства у своего старшего брата Эсава.

Первородство предполагало особые обязанности в служении Творцу (Берешит 25:7-8, 30-33; Бава батра 16б; Бемидбар раба 4:8; Седер адорот ).

Одновременно он приобрел у Эсава долю первенца в семейной усыпальнице - пещере Махпела .

В сущности, братья поделили между собой все Творение: Эсав избрал себе этот мир, в котором люди едят, пьют, занимаются делами, женятся и рождают детей, а Яаков - мир Грядущий (Элияу зута 19 ).

В 2126 году /1634 г. до н.э./ Яаков продолжил занятия в ешиве Шема и Эвера. А в 2158 году /1602 г. до н.э./ он поселился в , где к тому времени обосновался его отец (Седер олам раба 1; Сефер аяшар, Толдот; Седер адорот ).

Благословение отца

В пути Яаков заночевал на горе Мория [впоследствии здесь будет построен Иерусалимский Храм ]. В пророческом сне Яаков увидел лестницу, стоящую на земле, но вершиной достигающую небес (Берешит 28:12 ). По лестнице опускались и поднимались ангелы (Берешит 28:12; Зоар 1, 149б ).

В этом пророческом видении Яаков впервые услышал обращенный к нему голос Творца, который заверил его в Своем покровительстве, защите и благословении. Он также поообещал подарить Яакову и его многочисленным потомкам «землю, на которой ты лежишь»:

Яакову были показаны четыре царства, которые на протяжении истории будут властвовать над его потомками - народом Израиля (Пиркей дераби Элиэзер 35; Ваикра раба 29:2 ). Однако, Всевышний обещал Яакову, что никогда не уничтожит его народ (Ваикра раба 29:2 ).

В Харане

Возле города Харан Яаков встретил Рахель - племянницу своей матери. Ее отец Лаван, брат Ривки, пригласил его в свой дом.

Через месяц Яаков, полюбивший Рахель, попросил у Лавана ее руки, и они договорились, что до свадьбы Яаков должен отработать за нее 7 лет (Берешит 29:9-19; Сефер аяшар, Ваеце ).

В 2191 г. /1569 г. до н.э./ 7 лет работы завершились, и Лаван устроил свадебный пир. Но вместо Рахели обманщик Лаван спрятал под свадебной фатой свою старшую дочь Лею (Берешит 29:21-23 ), сестру-близнеца Рахель (Берешит раба 70:16; Мидраш Танхума /Бубер/, Ваеце 12; Бава батра 123а ).

Лишь утром Яаков увидел, что с ним Лея (Берешит 29:25 ). На обвинения в обмане Лавана ответил, что у них «не принято отдавать замуж младшую дочь прежде старшей».

Лаван предложил, что, как только завершится после-свадебный период, Яаков возьмет в жены также и Рахель, а затем отработает за нее еще 7 лет.

Яаков дал согласие и женился на Рахели (Берешит 29:25-30, Раши ).

И хотя Яаков негодовал из-за обмана, он не мог дать развод Лее, ведь они находились в доме ее отца (Берешит раба 71:2, Эц Йосеф).

В конце второго 7-летнего периода к Яакову пришли посланцы от матери, которая призывала его вернуться домой (Сефер аяшар, Ваеце ).

Однако, уступая просьбе Лавана, разбогатевшего благодаря усердному труду зятя, Яаков остался работать на него еще на несколько лет. Но теперь он получал в награду за свой труд часть приплода овец и коз определенной расцветки.

За следующие шесть лет чрезвычайно разбогател и сам Яаков.

Однако, сыновья Лавана обвиняли Яакова в том, что он нажился за счет их отца, да и сам Лаван относился к зятю все с большим недоверием и подозрением (Берешит 31:1-2 ).

Дети Яакова в Харане

У Яакова и Леи родились дети: сын-первенец, названный Реувеном , затем - Шимон , Леви и Йеуда (Берешит 29:32-35; Седер адорот акацар ).

Тем временем Рахель, увидев, что Всевышний затворил ее чрево, дала в жены Яакову свою служанку Билу. Била родила Якову сыновей Дана и Нафтали .

Тогда и Лея, почувствовав, что перестала рожать, дала Яакову в жены свою служанку Зилпу, Зилпа родила Яакову своего первенца Гада . Вскоре после этого у самой Леи родился пятый сын - Иссахар . На следующий год Зилпа родила сына Ашера . А затем у Леи родились сын Звулун и дочь Дина .

Наконец, и Рахель, после восьми лет бесплодного супружества, родила Яакову своего сына-первенца, которого назвали Йосеф . (Берешит 30:3-24; Пиркей дераби Элиэзер 36; Седер адорот акацар ).

Таким образом, одиннадцать сыновей Яакова и его дочь Дина родились в течение тех семи лет, которые он работал за Рахель (Седер олам раба 2; Ибн Эзра, Берешит 30:23 ).

Бегство из Харана

В течение двадцати лет, проведенных у Лавана, Яаков был лишен дара пророчества (Оцар Ишей аТанах, Яаков). И лишь в 2205 г. /1555 г. до н.э./, на исходе последнего года пребывания в Харане, Яаков вновь удостоился пророческого откровения: Всевышний повелел ему возвращаться на родину. (Берешит 31:3; Седер адорот ).

В тот же день Яаков со своей семьей и стадами тайно ушел от Лавана.

Лаван собрал людей и отправился в погоню. Однако, нагнав беглецов, он не решился напасть на них: накануне ночью ему явился во сне Творец мира и предупредил, чтобы он не причинял Яакову вреда (Берешит 31:17-24; Сефер аяшар, Ваеце ).

Пребывание Яакова у Лавана и его бегство стали прообразом пребывания его потомков в египетском рабстве и Исхода евреев из Египта . Подобно тому, как число овец Яакова умножилось от семидесяти до сотен тысяч, так от пришедших в Египет семидесяти человек произошли сотни тысяч вышедших из Египта. Как Яаков пришел к Лавану с пустыми руками, а ушел с бесчисленными стадами, так и сыны Израиля, пришедшие в Египет в годы голода, покинули эту страну, унося ее сокровища. И как Лаван настиг Яакова, так и полчища фараона настигли евреев, но ни Лаван, ни фараон не сумели причинить беглецам вреда (Агро, Тикуней аЗоар 3; Мимаамаким, Берешит 28 ).

У границ Земли Израиля: «два стана»

Узнав, что Яаков приближается к Святой Земле, Эсав, живший в то время в стране Сеир , снарядил 400 человек и отправился к нему на встречу.

Услышав об этом, Яаков очень испугался и опечалился (Берешит 32:8 ). Талмуд объясняет, что, хотя Всевышний и обещал ему свою защиту, Яаков полагал, что это обещание предполагает сохранение им праведности. А он опасался, не совершил ли он за эти двадцать лет некое прегрешение, которое привело к отмене обещания (Брахот 4а, Раши ).

Готовясь к встрече с Эсавом, Яаков разделил своих спутников на два лагеря, полагая, что, «если Эсав нападет на один стан и поразит его, другой стан спасется» (Берешит 32:9-10 ). Вместе с тем, он страстно молил Творца избавить его «от руки моего брата, от руки Эсава». И, наконец, он отправил вперед богатые подарки, чтобы подкупить и задобрить брата (Берешит 32:14-21 ).

Яаков вооружил своих слуг, но оружие было спрятано под одеждой, так как он подготовился к трем различным путям спасения: молитвой, подкупом, и, только если первые два пути не принесут избавления, войной (Коэлет раба 9:25, Эц Йосеф ).

Поединок с ангелом и новое имя

Под покровом ночи на Яакова напал некто неизвестный - и они сражались на протяжении всей ночи (Берешит 32:25; Берешит раба 77:2 ).

Этим «некто» был ангел, согласно многим мнениям - ангел-покровитель Эсава (Танхума, Ваишлах 8; Берешит раба 77:3; Раши, Берешит 32:25 ). Противник повредил бедро Яакова, но одолеть его не смог (Берешит 32:26 ).

На рассвете ангел запросил мира и благословил его, сказав: «Впредь тебя будут называть не Яаков, а Израиль, ибо ты устоял и перед ангелом, и перед людьми» (Берешит 32:27-29 ).

Комментаторы Торы поясняют, что, одержав победу над ангелом, Яаков достиг высочайшего совершенства, возможного в этом мире, и новое имя - ישראל (Исраэль) - отражало тот духовный уровень, на который он поднялся: владыка (сар ) над ангелами (элим ) (Сефорно, Берешит 32:29; Михтав меЭлияу 2, с. 218 ).

Встреча с Эсавом

На рассвете Яаков двинулся навстречу старшему брату.

В Торе повествуется, что в момент этой встречи Эсав повел себя совершенно неожиданно: он подбежал к Яакову, обнял его, «бросился ему на шею и поцеловал его» (Берешит 33:4 ).

Яаков познакомил Эсава со своими женами и детьми и уговорил принять от него дары (Берешит 33:5-11 ).

Эсав настаивал сопровождать Яакова до своей страны - до Сеира. Но Яаков убедил брата пойти вперед и сознательно сообщил Эсаву неверное направление своего пути, чтобы без него возвратиться в Хеврон, в дом отца (Авода зара 25б; Сефер аяшар, Ваишлах ).

В том, как праотец Яаков повел себя при этой встрече с Эсавом, мудрецы Израиля видели важное наставление, связанное со стратегией поведения еврейского народа в последнем изгнании. Так, раби Йеуда Анаси перед тем, как отправиться в Рим, чтобы защищать там права еврейской общины, углубленно изучали рассказ Торы об этой встрече с Эсавом. Следуя примеру праотца Яакова, они не позволяли римлянам сопровождать себя и, даже когда те проявляли благоволение, избегали излишнего сближения с ними (Берешит раба 78:15; Рамбан, Берешит 33:14 ).

Ведь, в соответствии с определением мидраша, «закон известен: Эсав ненавидит Яакова» (Сифрей, Баалотха 69 ). Даже когда создается впечатление, будто Эсав или его потомки проявляют благоволение и даже любовь к евреям, на более глубоком уровне они хранят в своем сердце ненависть к народу Израиля (Раши, Берешит 33:4 ).

Возле Шхема

Летом 2205 г. Яаков разбивает лагерь недалеко от города Шхема .

Яаков оказал значительное влияние на жителей города: он научил их чеканить собственные монеты и создал упорядоченную систему торговли (Шабат 33б, Бен Йеояда ). Кроме того, ему удалось приблизить многих жителей Кнаана к вере в единого Б-га (Берешит раба 84:4 ).

В 2206 г. /1554 г. до н.э./ сын шхемского царя Хамора по имени Шхем похитил дочь Яакова Дину, чтобы надругаться над ней. Как пишет Тора: «…прильнула душа его к Дине, дочери Йаакова, и полюбил он девицу…» (Берешит 34:3 ). Царь Хамор и его сын явились к Яакову, просить ее руки.

«Душа моего сына, Шхема, возжелала твою дочь! - объявил царь. - Давайте породнимся с вами, вы будете отдавать нам ваших дочерей, а наших дочерей возьмете себе. …Поселитесь (с нами) и ведите торговлю - и станет (эта страна) вашим владением!» (Берешит 34:6-10).

Яаков не ответил царю ни слова, но его сыновья, прибегнув к хитрости, объяснили, что не могут выдать сестру за необрезанного и предложили всем мужчинам Шхема сделать обрезание.

Изначальный их замысел заключался в том, что царь не примет их условие. А если примет, то братья намеревались воспользоваться тем, что шхемские стражники ослаблены, силой забрать Дину из дворца, наказать сына царя и уйти подальше от города (Рамбан, Берешит 34:13 ).

На удивление, царь согласился и уговорил принять предложение жителей Шхема.

На третий день после обрезания сыновья Яакова пришли в Шхем за Диной. Царские стражи оказали сопротивление, и два брата - Шимон и Леви - в ярости убили не только сына царя, но и его слуг, а затем и всех мужчин города (Берешит 34:25-29 ).

Яаков разгневался на сыновей за это.

Вскоре после этого цари окружающих городов созвали свои дружины, чтобы отомстить непрошенным пришельцам за разорение Шхема. Но сражение не состоялось: перед битвой кнаанцев охватил внезапный страх: « и был ужас Б-жий на городах, которые вокруг них, и не преследовали сынов Йаакова» (Берешит 35:5; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот ).

Яаков - Израиль

В начале 2207 г. /1554 г. до н.э./, следуя прямому повелению Всевышнего, Яаков отправился со своей семьей к югу, в место, названное им Бейт-Эль (Дом Б-га), где построил жертвенник и прожил невдалеке от него в течение полугода (Берешит 35:1-7; Седер олам раба 2; Мегила 17а; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот ).

В это время умерла его мать Ривка, и Яаков горько оплакивал ее (Берешит 35:8, Рамбан; Берешит раба 81:5; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот ).

Когда он пребывал в скорби по матери, ему вновь открылся Творец. Он подтвердил, теперь Яакову добавлено имя «Израиль» (Исраэль). Также Творец обещал Яакову и его потомству «землю, которую Я даровал Аврааму и Ицхаку…» (Берешит 35:9-12 ).

По завершении дней скорби, Яаков поспешил со своей семьей в Хеврон, к овдовевшему отцу.

Возвращение в Хеврон

В пути у Рахели начались тяжелые роды. Она дала жизнь сыну, названному Биньямином , но при родах умерла. Яаков похоронил горячо любимую жену у города Бейт-Лехем (Берешит 35:16-20 ).

После смерти Рахели Яаков переместил свое ложе в шатер служанки Рахели - Билы. Оскорбленный этим Реувен (первенец Яакова от Леи) перенес постель отца в жилище своей матери. За этот поступок Яаков лишит Реувена права первородства в пользу Йосефа - первенца от Рахели (Берешит 35:21-22; Шабат 55б; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот ).

Вскоре Яакова вернулся в Хеврон и разбил свой стан рядом с шатром отца (Берешит 35:27; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот ).

В течение нескольких последующих лет Яаков обучал сыновей, передавая им основы Б-жественной мудрости (Шмот раба 1:1 ). Особое внимание он уделял занятиям со своим первенцем от Рахели - Йосефом.

В 2213 г. /1547 г. до н.э./ Яаков и его сыновья на время перегнали свои стада к Шхему, где были обильные пастбища. Цари окрестных городов снова попытались выступить с войной против них, но в день намеченной атаки вдруг, среди дня, погасло солнце и с гулом содрогнулась земля! В войске кнаанцев началась паника - им показалось, что к ним приближается могучее войско Яакова. Спустя время посрамленные кнаанские цари пришли к Яакову с дарами и заключили с ним союз.

В 2214 г. /1546 г. до н.э./ в Хевроне умерла Лея (Седер олам раба 2, Беур Агро; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот ), и Яаков похоронил жену в семейной усыпальнице - пещере Махпела (Эрувин 53а; Зоар 3, 164а ).

Иосиф и его братья

В эти годы, проживая в Хевроне, Яаков особенно приблизил к себе юного Йосефа, который ухаживал за ним. Во время совместной учебы юноша постигал глубочайшие тайны так, будто был старцем, прожившим долгую жизнь (Берешит 37:3, Рамбан ). Этот «сын старости» стал утешением и отрадой отца.

Вместе с тем, Яаков с болью осознавал, что отношение старших братьев к Йосефу становится все более отчужденным. Ведь человеку ни в коем случае не следует предпочитать одного своего ребенка перед другими (Берешит раба 84:8 )

Юный Йосеф часто жаловался отцу на братьев (Берешит 37:2, Раши и Сифтей хахамим ). А Братья не любили его наушничество и завидовали тому, что «отец любит его больше, чем всех остальных» (Берешит 37:4 )

Дополнительным поводом для раздора стали сны Йосефа, которые он простодушно рассказывал: в различных аллегорических образах Йосеф видел, как братья с отцом признают его власть (там же 37:5-10 ).

В присутствии других сыновей Яаков упрекал Йосефа за его сновидения, однако он понимал, что в этих снах скрыты пророческие откровения (там же 37:10-11; Берешит раба 84:12, Эц Йосеф и Перуш Маарзо ).

Его старшие сыновья по-прежнему перегоняли стада на обильные пастбища к Шхему (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот ). Однажды, в 2216 г. /1544 г. до н.э./, когда они долго не возвращались, Яаков послал Йосефа проведать братьев (Берешит 37:12-14, Таргум Йонатан; Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот ).

Через несколько дней к Яакову возвратился его сын Нафтали с окровавленной верхней одеждой Йосефа, которую, по его словам, братья нашли в пустыне. «Дикий зверь растерзал его! Растерзан Йосеф!» - - в горе возопил Яаков.

Яаков разорвал на себе одежды, облачился в рубище и в течение долгих дней скорбел по любимому сыну (Берешит 37:34-35 ).

По словам мудрецов, Яаков был наказан исчезновением Йосефа за то, что «собирался жить в покое» - ему вдруг показалось, что все жизненные испытания и трудности остались позади, и он стал подумывать о мирной и спокойной старости. А когда праведники «собираются жить в покое», Всевышний недоуменно спрашивает: «Неужели им недостаточно того благого удела, который уготован им в Грядущем мире, что они ищут спокойной жизни и в этом мире?!» (Раши, Берешит 37:2 ).

Вместе с тем, Яаков не поверил в то, что Йосеф погиб, и именно поэтому он не мог утешиться: ведь если человек действительно умирает, то боль потери постепенно ослабевает.

Согласно одной из версий, потрясение Яакова было столь сильным, что он утратил дух пророчества (руах акодеш) , - ведь Шехина не пребывает на человеке, охваченном глубокой скорбью. Поэтому в течение последующих лет Яаков не мог узнать, что на самом деле произошло с его любимым сыном (Берешит раба 91:6, Эц Йосеф; Зоар 1, 216а ).

По мнению другого мидраша, Яаков был лишен пророческого дара за то, что выслушивал злоречие Йосефа, доносившего ему на своих братьев (Оцар ишей аТанах, Яаков ).

Годы скорби

За годы, прошедшие после исчезновения Йосефа, оставшиеся сыновья Яакова создали свои семьи, и у него родились внуки (Сефер аяшар, Вайешев ), - но траура по Йосефу он не прерывал (Зоар 1, 189а ).

В 2228 г. /1532 до н.э./ завершил свой жизненный путь Ицхак. Яаков и специально прибывший со своей семьей Эсав похоронили отца в пещере Махпела (Берешит 35:28-29; Эрувин 53а; Седер адорот ).

Яаков и Эсав поделили оставленное наследство: по взаимному соглашению, все имущество Ицхака перешло к Эсаву, а Яаков унаследовал вечное право на страну Кнаан .

В 2236 г. /1524 г. до н.э./, через 20 лет после исчезновения Йосефа, в земле Кнаан случился неурожай и начался голод (Берешит 41:54; Седер адорот ). Узнав, что в Египте есть запасы зерна, Яаков направил туда десятерых старших сыновей, оставив в помощь себе только Биньямина (Берешит 42:1-4 ).

Несколько недель спустя сыновья возвратились с зерном - но лишь вдевятером, без Шимона. Они рассказали, что грозный правитель Египта обвинил их в том, будто они пришли в его страну в качестве кнаанских соглядатаев. На допросе им пришлось рассказать об отце и оставшемся с ним младшем брате Биньямине. Правитель, взяв Шимона в заложники, приказал им для подтверждения истинности своих слов привести к нему Биньямина (Берешит 42:29-34 ).

Яаков горестно воскликнул: «Вы меня оставите без детей! Йосефа нет! Шимона нет! А теперь хотите взять Биньямина?!» Он не отпустил младшего сына (Берешит 42:36-38 ).

Но через два месяца привезенное зерно стало заканчиваться, и ему пришлось смириться с необходимостью отправить Биньямина в Египет вместе с остальными. (Берешит 43:1-14; Сефер аяшар, Микец; Седер адорот ).

Встреча с Йосефом

На этот раз все одиннадцать сыновей возвратились и принесли невероятную весть: Йосеф жив, и он - тот правитель, который властвует над Египтом! (Берешит 45:26 )

Услышав об этом, Яаков на короткое время лишился чувств, а затем пришел в себя и, воспрянув духом, решил пойти к нему.

Кроме того, когда Яаков узнал, что его любимый сын не просто жив, но и сохранил верность Б-гу, - к нему вернулся дух пророчества (Таргум Ункелус, Берешит 45:27; Авот дераби Натан 30:4 ).

Итак, Яаков отправился в Египет вместе со всей своей семьей и стадами. По пути он вновь удостоился пророчества. Всевышний сказал ему: «Не бойся спуститься в Египет, ибо там Я произведу от тебя великий народ» (Берешит 46:1-6; Сефер аяшар, Ваигаш ).

В соответствии с предопределением Творца, еврейский народ должен был сформироваться именно в Египте, и поэтому приход Яакова в эту страну был неотвратим.

Сын Яакова Йеуда был послан впереди каравана, чтобы подготовить в Египте место для совместного изучения законов Б-га - эти занятия не должны были прерываться даже на короткое время (Берешит 46:28, Раши; Берешит раба 95:3 ).

15 нисана 2238 г. /1522 г. до н.э./ караван Яакова вступил в границы Египта (Берешит 46:28; Шмот раба 18:11; Седер олам зута 4:7; Седер адорот; Ягель либейну). Его встретил Йосеф в царской короне, а вместе с ним прибыли все египетские вельможи и свита.

Йосеф, поклонившись Яакову до земли, бросился к нему на грудь и долго плакал, обнимая отца (Берешит 46:29; Сефер аяшар, Ваигаш ). Яаков же произнес в это время слова молитвы: «Слушай, Израиль, Г-сподь - наш Б-г, Г-сподь един» - в этот момент наивысшего счастья его сердце переполнила любовь к Б-гу и благодарность к Нему (Раши, Берешит 46:29, Гур арье ).

Яаков в Египте

Йосеф пригласил отца в столицу Египта, где Яаков предстал перед фараоном. Фараон был поражен его видом: во всем своем государстве он никогда не встречал такого человека.

На вопрос о возрасте Яаков ответил: «Дней моей жизни сто тридцать лет - недолги и злополучны были дни моей жизни и не достигли лет жизни моих отцов» (Берешит 47:9 ). Таким образом он подчеркнул, что его почтенному возрасту не следует удивляться, так как это короткий срок по сравнению с долголетием его отца и деда (Рамбан, Берешит 47:8-9 ).

В конце встречи Яаков благословил фараона (Берешит 47:10 ), - и благодаря этому благословению вскоре начался разлив Нила, завершилась засуха и прервались годы голода (Сифрей, Экев 38; Танхума, Насо 26; Сота, Тосефта 10:3; Зоар 1, 249а ).

Семья Яакова поселилась в земле Гошен , называемой также Раамсес(Берешит 47:11 ). Рядом с Яаковом постоянно находились и сыновья Йосефа, Эфраим и Менаше (Сефер аяшар, Вайехи; Седер адорот ).

Семнадцать лет, проведенных Яаковом в Египте, были самыми счастливыми в его жизни - без несчастий и без страданий (Зоар 1, 216аб; Мимаамаким 1, 35 ).

Последние дни

В 2255 г. /1505 г. до н.э./, Яаков почувствовал приближение смерти.

К нему прибыл Йосеф со своими сыновьями. Яаков благословил внуков, положив правую руку на голову младшего - Эфраима, а левую - на голову старшего, Менаше. Он объяснил Йосефу, что потомки Эфраима достигнут большего величия. Затем Яаков сказал: «Вот я умираю, но Б-г будет с вами и возвратит вас в землю ваших отцов» (Берешит 48:21 ).

В последние минуты жизни Яаков подозвал к себе всех сыновей, намереваясь сообщить детям о грядущем конечном освобождении, которое произойдет в дни Машиаха . Но в этот миг дух пророчества оставил его (Песахим 56а; Берешит раба 96:1, 98:2; Шохер тов 31:7; Раши и Рамбан, Берешит 49:1 ).

Будущее нужно было скрыть от сыновей Яакова - если бы его (или их) потомки узнали, какой долгий и трагический путь предстоит пройти народу Израиля до конечного избавления, то многие отчаялись бы, не выдержав груза предстоящих грозных тысячелетий (Эц Йосеф, Берешит раба 98:2 ).

Лишившись возможности приоткрыть тайну, Яаков использовал свои последние мгновения, чтобы напутствовать каждого из сыновей по отдельности (Берешит 49:3-28 ).

Он передал долю первенца Йосефу, который получил дополнительный надел в земле Кнаан (изначально ее должен был получить Реувен).

В качестве правителя над всем своим родом Яаков поставил Йеуду, предсказав: «Не отойдет скипетр от Йеуды» - и действительно, из колена Йеуды выйдут великие цари Израиля Давид и Шломо (Соломон) , а в конце дней - и царь-Машиах.

Особые права первенца при служении Творцу Яаков передал Леви, потомки которого станут коэнами , несущими служении в Храме (Берешит раба 98:4 ).

В заключение Яаков завещал сыновьям похоронить его в стране Кнаан, в наследственной усыпальнице праотцев - пещере Махпела.

Затем он выпрямился на постели, и его душа покинула тело, - ему было 147 лет (Берешит 49:29-33).

Яаков был одним из шести величайших праведников всех времен, умерших особой смертью, которую знатоки тайного учения называют «поцелуем Шехины» . Тела людей, умерших подобным образом, неподвластны тлению (Бава батра 17а, Раши; Дерех эрец зута 1 ).

Проводы в пещеру праотцев

По приказу Йосефа искусные мастера умастили тело Яакова благовониями (Берешит 50:2-3; Зоар 1, 250б-251а ). В течение семидесяти дней жители Египта прощались с Яаковом и скорбели о нем (Берешит 50:3 ).

Саркофаг с телом Яаков перевезли в страну Кнаан. Его провожали все его потомки, а также знатные вельможи Египта и гвардия фараона (Берешит 50:7-9; Сефер аяшар, Вайехи ).

В земле Кнаан была устроена траурная церемония (Берешит 50:10 ), в которой приняли участие и кнаанские цари. Присоединился и Эсав со своими потомками (Сота 13а; Сефер аяшар, Вайехи ).

Когда траурная процессия достигла Хеврона, путь к усыпальнице праотцев преградили сыновья и внуки Эсава: они утверждали, что право на пещеру принадлежит Эсаву.

Нафтали поспешил в Египет за купчей грамотой, на которой были подписи свидетелей. Но Эсав и его потомки, не дожидаясь его возвращения, напали на семью Яакова.

В этой схватке один из внуков Яакова, Хушим, сын Дана, мечом отсек Эсаву голову - благодаря этому сыновья Яакова одержали решительную победу (Сота 13а; Сефер аяшар, Ваехи; Ялкут Шимони 162; Седер адорот акацар ).

В 2256 г. /1505 г. до н.э./, в первый день праздника Суккот , тело Яакова было с почетом погребено в пещере Махпела, рядом с Леей (Берешит 50:13; Сота 13а; Седер адорот ).

Наследие общины Яакова

Маараль из Праги указывает, что «Яаков был более свят, чем все другие праведники» (Хидушей агадот, Хулин 91б ).

В мидрашах подчеркивается, что реализация благословения «Станешь ты господином над твоим братом», полученного Яаковом от отца, зависит от степени преданности потомков Яакова законам Торы. Ведь Эсав тоже получил от отца благословение: «Своим мечом будешь жить» (Берешит 27:40 ). И сила «меча» Эсава зависит от заслуг Яакова: если потомки Яакова сбросят с себя ярмо Торы и заповедей, тогда потомки Эсава приобретут власть над ними и станут «карающим бичом», возвращающим заблудившихся сынов Израиля к своему еврейству и Торе (Берешит раба 67:7; Михтав меЭлияу 4, с. 38 ).

Таким образом, по свидетельству наших мудрецов, основную канву истории человечества составило противостояние между потомками Яакова и Эсава.

В мидраше указано: «В заслугу того, что Эсав уступил землю Кнаан своему брату Яакову, ему было дано во владение сто стран от Сеира до Рима» (Пиркей де-раби Элиэзер 38 ) - т.е. именно потомки Эсава правили Древним Римом, и они разрушили Иерусалимский Храм и изгнали потомков Яакова из святой земли (Рамбан, Берешит 36:43 ).

Маараль из Праги объясняет, что события этого последнего изгнания , которое называют галут Эдом (т.е. изгнание среди потомков Эсава), закодированы в Торе, в первую очередь, в судьбе праотца Яакова.

Например, когда Яаков готовился к встрече с Эсавом, он разделил свой караван на «два стана»: всё его потомство никогда не погибнет от рук Эсава, и в любом случае «другой стан спасется» (Берешит 32:9 ). Потомки Эсава принесут много горя еврейскому народу, но никогда не смогут стереть имя Израиля с лица земли (Рамбан, Берешит 32:9 ).

Принцип «двух станов» оставался в силе даже на протяжении последних веков. Сохранилось удивительное предсказание раби Хаима Воложинера , одного из ближайших учеников Виленского Гаона : «Наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены, - но они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последним станом еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)».

Хафец Хаим однозначно связал с противостоянием Яакова и Эсава. В 5693 /1933/ г., когда к власти в Германии пришел вождь нацистов и во всеуслышание заявил, что его главная цель - бороться против «мирового еврейства», Хафец Хаима спросили, какая судьба ожидает евреев Германии и Восточной Европы. Он ответил, что нацисты не сумеют уничтожить весь еврейский народ, ведь уже предопределено в Торе: «Если нападет Эсав на один стан и поразит его, другой стан спасется». Спрашивающий задал другой вопрос: если «фюреру» удастся, не дай Б-г, поразить наш стан, то где будет «стан спасения». Хафец Хаим ответил: «Это тоже сказано в Писании (Овадья 1:17 ): “И на горе Сион будет спасение, …и получит народ Яакова во владение свое наследие” (Маасей лемелех ).»

ИАКОВ, ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПАТРИАРХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иаков, Израиль, библейский патриарх, родоначальник народа Израильского.

Его история излагается в Быт. 25, 27 -50. Иаков был младший сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. "И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков.

Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах." Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.

Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт. 25:29 -34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт. 27:1 -40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт. 28:1 -5).

На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божий, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни (Быт. 28:10 -22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и таким образом от четырех он имел 12 сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и одну дочь, Дину (Быт. 24, 30:1, Быт. 35:16 -19).

Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт. 30:25 -43).

В Маханаиме Бог ободрил Иакова, - его встретили ангелы Божии; но все-таки по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно.

Близ потока Иавок во время ночи он выдержал таинственную борьбу с Богом, получил новое имя Израиль (Богоборец) и нарек имя месту тому Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт 32). Свидание Иакова с братом его, Исавом, обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, Иаков основал было здесь себе жилище, но затем двинулся к г. Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник.

После несчастного события, именно бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери, Дине, и жестокого отмщения за это Сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову. Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема.

Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где впрочем он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков сыновья его (Быт 35). После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте; о том в кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (Быт. 32:1 ,15).

Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт 37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт. 42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. - "Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив" (Быт. 46:29 -30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. - "Сколько лет жизни твоей?" спросил у него Фараон. - "Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их" (Быт. 47:8 -10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него.

По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (Быт 47).

Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт 47:29 -31, 48, 49).

По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (Быт. 50:1 -13).

Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п.

Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником - имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор. 33:10 , Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь, основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.

Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых (см.).

Использованные материалы

Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИАКОВ, ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПАТРИАРХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИАКОВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (Израиль) ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки, родоначальник двенадцати родоплеменных союзов, составлявших еврейский народ (см. Двенадцать колен Израиля). …
  • ПАТРИАРХ в Словаре воровского жаргона:
    - 1) пpедседатель суда, 2) осужденный с самым большим сpоком …
  • ПАТРИАРХ в Словаре церковных терминов:
  • ПАТРИАРХ в Православных церковных терминах:
    в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. …
  • ИАКОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 25:26-34 и др.) - патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в Быт …
  • ПАТРИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патриарх (πατριάρχηζ - родоначальник) - титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах. Патриарх избирается поместным …
  • ИАКОВ в Высказываниях великих людей:
    Кто согрешит в чем-то одном, тот становится виновным во всем. апостол Иаков …
  • ИАКОВ в Лексиконе секса:
    (Израиль), в библейской мифологии младший из двух детей-близнецов Исаака и Ревеки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, …
  • ПАТРИАРХ
    в церковной иерархии высшее звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христианской церкви принадлежало сначала всем епископам, затем римскому, константинопольскому, …
  • ИАКОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 1292) архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских …
  • ПАТРИАРХ
    (греч. patriarches, от pater- отец и archo - управляю), высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви в ряде стран. …
  • ИАКОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласно библейским мифам, младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. И. откупил у своего брата Исава право первородства за чечевичную …
  • ИАКОВ ЕПИСКОП НИЗИБИЙСКИЙ
    († 350) — отец церкви. Сын одного из областных князей Армении, он получил хорошее образование. С детства проникшись энтузиазмом к …
  • ИАКОВ ГЕРЦОГ КУРЛЯНДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    из дома Кетлеров, сын герц. Вильгельма (1610—1682). Унаследовав престол в 1642 году от дяди Фридриха, И. в 1658 г., несмотря …
  • ИАКОВ БИБЛ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких библейских личностей: 1) младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака. Самое его имя (с еврейского — "держащийся за пяту", "запинатель") …
  • ПАТРИАРХ в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое patriarches, от pater - отец и archo - управлять), в церковной иерархии высшее звание. В христианской церкви принадлежало римскому, …
  • ПАТРИАРХ
    [греческое] 1) праотец, родоначальник; 2) глава рода в родовом обществе; 3) высшее духовное лицо в некоторых христианских …
  • ПАТРИАРХ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. 1. Глава рода в родовом обществе. 2. Высшее духовное лицо, глава православной церкви. П. всея Руси. Патриарший …
  • ПАТРИАРХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Старейшина рода, родовой общины. П. лесов (перен.: о могучем старом дереве). 2. В христианской церкви: глава …
  • ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -тен, -тна. 1. полн. ф. Относящийся к Ветхому Завету. 2. Старинный, вышедший из обихода. В. обычай. II …
  • ПАТРИАРХ
    ПАТРИ́АРХ, в церк. иерархии высш. звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христ. церкви принадлежало сначала всем епископам, затем рим., …
  • ПАТРИАРХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАТРИ́АРХ (греч. раtriarches-родоначальник), глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. Перен.- долгожитель, всеми уважаемый человек; старейший предст. к.-л. отрасли науки, иск-ва …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ БАРАДЕЙ (аль-Барадеи), собственно Цанцала (?-578), глава сирийских монофизитов, названных по его имени яковитами. С 542 епископ Эдесский, руководил общиной, …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ Праведный (?-62), брат Господень, вместе с апостолом Петром возглавлял иерусалимскую общину христиан. …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ из Варацце, Иаков Ворагинский (Jacobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze) (ок. 1230-98), доминиканский монах, проповедник, епископ Генуэзский. Автор …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ Зеведеев (?-ок. 44), один из двенадцати апостолов, брат евангелиста Иоанна Богослова. …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ (Израиль), в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлёбку …
  • ИАКОВ в Словаре Кольера:
    I сын Исаака и Ревекки, третий патриарх еврейского народа, родился в земле Ханаанской, приблизительно в 18 в. до н.э. Иаков …
  • ПАТРИАРХ
    патриа"рх, патриа"рхи, патриа"рха, патриа"рхов, патриа"рху, патриа"рхам, патриа"рха, патриа"рхов, патриа"рхом, патриа"рхами, патриа"рхе, …
  • ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ветхозаве"тный, ветхозаве"тная, ветхозаве"тное, ветхозаве"тные, ветхозаве"тного, ветхозаве"тной, ветхозаве"тного, ветхозаве"тных, ветхозаве"тному, ветхозаве"тной, ветхозаве"тному, ветхозаве"тным, ветхозаве"тный, ветхозаве"тную, ветхозаве"тное, ветхозаве"тные, ветхозаве"тного, ветхозаве"тную, ветхозаве"тное, ветхозаве"тных, …
  • ПАТРИАРХ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) В православии: высшее духовное лицо, верховный глава православной церкви. Патриах всея Руси. 2) Глава рода в родовом …
  • ИАКОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Младший брат …
  • ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПАТРИАРХ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. patriarches) 1) глава рода в родовом обществе (см. патриархат); 2) старейший, всеми уважаемый человек; основоположник, старейший …
  • ПАТРИАРХ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. patriarches] 1. глава рода в родовом обществе (см. патриархат); 2. старейший, всеми уважаемый человек; основоположник, старейший представитель какой-л. области …
  • ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. отживший, см. старомодный, см. устаревший, см. …
  • ПАТРИАРХ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …

И Ревекки и брат Исава . Оба они были близнецы. "И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков.

Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах." Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.

Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт. 25:29 -34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт. 27:1 -40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию , в Харран , к своему дяде Лавану . Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт. 28:1 -5).
На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божий, данные Аврааму , и особенное покровительство в жизни (Быт. 28:10 -22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль . Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию , вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу , и таким образом от четырех он имел 12 сыновей (Рувим , Симеон , Левий , Иуда , Иссахар , Завулон , Дан , Неффалим , Гад , Асир , Иосиф , Вениамин) и одну дочь, Дину (Быт. 24, 30 :1, Быт. 35:16 -19).

Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую . Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт. 30:25 -43).

Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет , послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт 37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт. 42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии , и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем , Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. - "Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив" (Быт. 46:29 -30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. - "Сколько лет жизни твоей?" спросил у него Фараон. - "Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их" (Быт. 47:8 -10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него.

По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (Быт 47).

Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне , и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт 47:29 -31, 48, 49).

По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела , согласно со сделанным им завещанием (Быт. 50:1 -13).

Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п.

Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником - имя Израиля . Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор. 33:10 , Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь , основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.

Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых (см.). и Иакова, иногда также вместе с пророком Давидом (SynCP. Col. 321 sq.).


Самое обсуждаемое
Признаки утомления Утомление и его признаки Признаки утомления Утомление и его признаки
Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия
Античная философия: досократический период Античная философия: досократический период


top